Историко-филологический профиль
Профиль самоопределения
Естественнонаучный профиль

Курс мировой литературы предназначен для профильных классов и рассчитан на 4 года обучения: с 8 по 11 классы.

В отличие от бессистемного изучения литературы в традиционных программах, без понимания своеобразия становления национальных культур, истории жанров и смены литературных направлений и эпох, когда в одном курсе смешиваются Гомер, Шекспир, былины, жития, Пушкин, Грин, а в результате в голове ученика остается смутная картина непонятно чего, курс мировой предлагает сочетание исторического, аналитического, практического способов изучения литературы.

Начиная с древних цивилизаций и пиктографического письма, первых мифологических систем, первых известных письменных источников шумеро-аккадской, древнеегипетской, древнеиндийской цивилизаций, шаг за шагом ученик движется по пути ознакомления с величайшими текстами мировой культуры, такими как «Сказание о Гильгамеше», «Книга мертвых», «Махабхарата» и «Рамаяна» и многими другими.

Затем настает черед античной литературы и подробного вчитывания в произведения, ставшие основой европейской цивилизации, после античности курс знакомит школьников с эпосами Средневековья, зарождением европейской лирики и рыцарским романом. 

Много времени уделяется национальным литературам Возрождения, причем там, где возможно, курс знакомит с текстами на языках оригиналов.

Системность и академичность курса – необходимые условия закрепления определенной модели культурного и литературного изменений на протяжении тысячелетий. Лишь в этом случае возникает целостная картина мировой литературы. Барокко, сентиментализм, романтизм, реализм перестают быть мертвыми терминами, поскольку возникают в сознании учеников по мере знакомства с корпусом текстов, объясняющих и открывающих суть перечисленных терминов.

Важно, что параллельно с курсом мировой литературы преподается курс отечественной и школьники получают возможность сравнивать русское и европейское Средневековье не по привычным схемам, но исходя из сравнения реальных текстов того времени.

Пройдя все этапы развития литературы, ученики в 11 классе останавливаются на литературе модернизма и читают авторов, без которых немыслимо понимание истории ХХ века: Кафку, Джойса, Рильке, Аполлинера, Валери, Пруста, Борхеса, Кортасара, Маркеса, Гессе, Томаса Манна, Акутагаву Ренеске  и многих других.

Таким образом, курс дает целостное системное представление о развитии и функционировании мировой литературы от ее зарождения до середины ХХ века.

© Полипрофильная школа 261/179